Всё о игровых приставках XBOX 360, Sony PlayStation 3 и Nintendo Wii
  Добавить новость (обзор)
  
  Меню навигации

» Новости
» Игровые мероприятия
» Обзоры
      - Видеоигры
      - PC-игры
      - Кино
» Анонсы
» Special
» Прохождения
» Инструкции и F.A.Q.
      - Xbox 360 (Live)
      - PlayStation (PSN)
      - Wii / DS
» Блоги (Личные заметки)
» ВидеоБлог
      - Byte in Play
      - Modern Generation X

» Форум
» Награды
» Фотогалерея

  Мой профиль

Логин
Пароль
 
  Наш опрос


Xbox One
PlayStation 4
Wii U
All of Them!!!


  Облако тегов

Требуется для просмотра Flash Player 9 или выше.

Показать все теги
  Искать в журнале
  Поиск в форуме
  Журнал
Ноябрь 2018 (3)
Октябрь 2018 (10)
Сентябрь 2018 (3)
Август 2018 (14)
Июль 2018 (9)
Июнь 2018 (13)

  На сайте


Яндекс.Метрика

 
 Журнал SaleGame.ru » Special
 
 

История страшных игр

Special  

Десять лет назад, в 1996 году, когда солнце светило ярче и вставало раньше, а девелоперы были намного трудолюбивее, японская компания Capcom (до этого успевшая прославиться культовой файтинг-серией Street Fighter 2) произвела настоящий фурор в игровой индустрии. Зомби, биологическое оружие, старые мрачные особняки, жуткие вороны и полуразложившиеся доберманы. Сердце не могло не дрогнуть при виде “вспыхнувшей” на игровом небосклоне ярчайшей звезды, известной нам, как Resident Evil. Сказать, что вся геймерская общественность была поражена, значит не сказать ничего… Как может быть видеоигра такой страшной? Как разработчикам удалось создать настолько пугающую атмосферу? Наконец, к какому жанру причислить игру? Так, в стройном ряду всевозможных адвенчур, экшнов, аркад, шутеров, “сладких” японских ролевых игр и прочих появился новый жанр – survival horror…

 

История страшных игр

 

Survival Horror – жанр, в котором игроку зачастую приходится бороться с врагами сверхъестественного (или, полученных, путем естественного гниения) происхождения. Одна из самых распространенных тем – изоляция от внешнего мира. Герой попадает в ограниченное пространство (особняк, завод, деревушка, туалет белого дома), из которого следует скорее бежать. Чаще всего действие происходит от третьего лица, патронов и оружия никогда (именно так и никак иначе) не хватает. Широко распространено использования приемов из фильмов ужасов. Главное – держать играющего в постоянном напряжении, не дать ему почувствовать себя в безопасности...

 

Страшные игры, История

 

На самом деле, Resident Evil (или, по-японски Biohazard) не был первой игрой, призванной напугать впечатлительного геймера. Игры Survival Horror появились раньше. Настоящим родоначальником жанра survival horror`а принято считать, выпущенный Infogrames в 1992 году, Alone in the Dark. Именно мрачные приключения детектива Эдварда Кернби обладали всеми теми качествами, что позволяют нам назвать это творение первым survival horror в истории. Но об этом всем и каждому уже давно известно. Удивительно, но, оказывается, формироваться жанр начал задолго до выхода, как Resident Evil, так и Alone in the Dark…

 

Survival Horror – жанр, в котором игроку зачастую приходится бороться с врагами сверхъестественного (или, полученных, путем естественного гниения) происхождения. Одна из самых распространенных тем – изоляция от внешнего мира. Герой попадает в ограниченное пространство (особняк, завод, деревушка, туалет белого дома), из которого следует скорее бежать. Чаще всего действие происходит от третьего лица, патронов и оружия никогда (именно так и никак иначе) не хватает. Широко распространено использования приемов из фильмов ужасов. Главное – держать играющего в постоянном напряжении, не дать ему почувствовать себя в безопасности…

Виртуальные ужасы начала 80-х годов: Alien и The Texas Chainsaw Massacre

В далекие 80-е годы минувшего 20-го века в игровой индустрии царствовала векторная графика, компания Atari и ее, по тем временам, сверхмощная консоль Atari 2600 (железо которой нынче можно сравнить разве что с китайским калькулятором). Тогда-то разработчики впервые и попытались напугать игроков. Благо почва для этого была вполне благодатная. На экранах кинотеатров гремели хиты вроде “Хэллоуина”, “Чужого” и “Техасской Резни Бензопилой” (той самой, правильной). Именно эти три ужастика и были выбраны в качестве основы для первых horror-игр.

 

Alien-Atari

 

Начнем с начала. Alien, вышедшая в 1982 году, представляла собой нечто вроде Pac-Man только с лейтенантом Рипли в главной роли… Страшно? Ничуть. Но, порой нам давали почувствовать беспомощность героини; одна из особенностей грядущего жанра, как никак. Через год после “Чужого” на той же Atari 2600 появился Halloween. Вовсе не великий и совсем не ужасный. Здесь нужно было спасать детей от мрачного хрестоматийного маньяка Майкла Майерса. Он даже мог отрубить главной героини голову. Состоящую из пары пикселей (или векторов). Удивительно, но, несмотря на популярность (можно, даже сказать культовость) первоисточника, больше игр про Майерса не выходило. В том же 1983 году была выпущена The Texas Chainsaw Massacre. Впервые игроку дали возможность почувствовать себя злодеем: кровожадным и беспощадным. Задача была проста: убить как можно больше народу, пока у вашей пилы не закончился бензин. Заправок поблизости не было. Удивительная, между прочим, вещица! Да, игры Survival Horror начинались именно так.

 

Elm-Street-Atari

 

Конечно же, эти три игры не могли никого по-настоящему напугать. Слишком слабая графика, ограниченные звуковые возможности и общая хилость системы Atari 2600. 80-е были не лучшим временем для развития жанра. Бояться тогда следовала не с джойстиком в руках, а у телевизора (грядущей перестройки и безбашенных 90-х, когда на улицы вместо разлагающихся трупов вышли отморозки). Впрочем, первый блин часто оказывается без масла…

 

Первые Horror, Nintendo!

 

В середине 80-х компания Nintendo выпускает легендарную NES (Nintendo Entertainment System), больше известную в наших краях, как “Денди”. И понеслась: огромная популярность, зарождение хитовых серий, становление гениальных девелоперских команд, появление культовых геймдизайнеров. Да, да, ты не ошибся. Напугать всех нас пытались и в 8-битную эру серого слоненка. Например, вспомним ту же Castlevania (дожившую, кстати, и до наших дней). Каждый тогда боялся вампиров и графа Дракулу. Боялся ли кто-то аркаду Castlevania? Вряд ли. Но отрицать того, что Konami (в будущем – одна из главных законодательниц мод в жанре survival horror) пыталась сделать что-то отдаленно напоминающее хоррор, никто не станет. Ведь так? 

Игра Nightmare on the Elm Street 

Каждый, чье детство или юношество пришлось на конец 80-х – начало 90-х помнит, чего боялись дети больше всего. Вовсе не атомного взрыва или войны между СССР и США (хотя и это тоже, конечно, присутствовало). Фредди Крюгер! Тогда он был популярнее “Санта-Барбары” или “Чип и Дейла”. Харизматичный маньяк с приятной внешностью подгорелого окорочка заставил многих не спать по ночам. По мотивам такого произведения не могли не сделать игру.

 

Elm-Street-Nightmare

 

И ее сделали. Nightmare on the Elm Street (разработанная, кстати, людьми в будущем организовавшими Rare) оказалась дешевой и совершенно не страшной поделкой с неудобным управлением. Зато можно было играть вчетвером!

Игра Friday the 13th

“Пятница 13″, рассказывающая об уничтожении подростков неким злобным мужчиной неопределенного возраста в маске хоккеиста, также пользовалась немаленькой популярностью. Конечно же, до статуса “Кошмара на Улице Вязов” Джейсону было далеко. Зато Friday the 13th для NES оказалась, наверное, первой игрой, которая действительно была способна напугать (несмотря на архаичную графику и прочие технические ограничения). Периодически Джейсон появлялся ниоткуда и атаковал зазевавшегося игрока. Неожиданность – еще одна яркая черта грядущего жанра.

 

Friday-The-13th

 

 

И это – еще в 1988 году!

 

Игра Sweet Home

 

Capcom… Создательница культового Resident Evil оказывается пыталась создать настоящий хоррор давным-давно, в 1989 году. Кто-нибудь помнит игру Suito Homu? Или Sweet Home? То-то же. Нужно, батенька, знать историю! Попробуем исправить ситуацию. Sweet Home официально причисляется к RPG. Пусть так! Но в этой игре больше survival horror, чем в любом другом проекте тех, давно минувших, лет. Группа из пяти человек отправляется в пустынный дом некой Мамии Иширо, дабы сфотографировать ее фрески. Но, как только “партия” оказывается в здании, двери неожиданно захлопываются, и начинает твориться страшное (призраки, монстры, сама Мамия). Цель – найти выход, как можно скорее. Герои подобрались весьма интересные. Казуя – журналист и обладатель зажигалки (наиважнейшая вещица, между прочим, позже будет замечена в Resident Evil). Таро – фотограф. Кстати, его камера может наносить вред некоторым врагам (слышал о Project Zero?). Акико – медсестра. А также Асука и Эмми (главный “ключник” игры).

 

Sweet-Home

 

Через много лет Resident Evil переняла у Sweet Home (или все же у Alone in the Dark?): сеттинг заброшенного дома, стиль головоломок, даже черный экран загрузки с дверью (от которого ты, по прошествию почти 10 лет, будешь плеваться). Шинджи Миками в одном из интервью это, кстати, подтвердил. У “геймеров со стажем” в ходу одна очень интересная байка о том, почему европейский и американский вариант Biohazard называется Resident Evil. Оказывается, в Sweet Home можно было найти записку со следующими словами: House of Residing Evil! Во как!

 

Увы, но за пределами Страны Восходящего Солнца Sweet Home не вышла. Причиной тому, видимо, послужил слишком страшный контент (знаешь, тогда на западе видеоигры считались сугубо детской забавой). Но, поверь, это была великая и инновационная игра. В отличие от множества других “слащавых” RPG в Sweet Home все было предельно серьезно: если герой погибал, то погибал навсегда (оживить его каким-нибудь эликсиром или phoenix down’ом возможности не было). “Милый дом” не была линейной – 5 концовок (в зависимости от того, сколько героев игроку удавалось довести до победного конца)! Кстати, в 1999 году фанаты все-таки перевели Sweet Home. Так что дерзай!

 

Sweet-Home

 

В 1989 году вместе с игрой Sweet Home вышел одноименный японский ужастик – эдакая версия азиатского воплощения полтергейста на экране. Сюжетная канва в целом была идентична, хотя некоторые расхождения все же были (некоторых героев звали по-другому, некоторые были “не на своих местах”). Популярностью кино не пользовалось, ибо высоким бюджетом не страдало, хорошей актерской игрой обременено не было и напугать в принципе не могло. Это тогда… А сейчас смотрится вполне весело

Страшные игры: Эпоха 16-бит

А вот на 16-битных консолях, что удивительно, хорроров было немного… В основном это были продолжения, зародившихся на NES, серий (к, примеру, всевозможные Castlevania и Werewolf). Из оригинальных проектов стоит отметить разве что кровавый beat em up Splatter House, в 1990 году вышедший на TurboGrafx, а несколько позже перекочевавший и на Sega Genesis (Mega Drive) и даже породивший там сиквел. Кроме того, в 16 битную эру появились еще два кастрированных “хоррора” Zombie ate My Neighbours и Frankenstein (по мотивам одноименной мелодрамы с Робертом Де Ниро в главной роли)…

 

Splatter-House

 

И ежу понятно, что “предхорроры” (назовем их так) пыталась напугать игрока не столько идеей или самой механикой игрового процесса, сколько лужами крови, отвратительными монстрами и загробной тематикой. Что, конечно же, в корне не верно… Игры Survival Horror были еще впереди, история жанра только начинала писаться.

 

Игра Alone in the Dark

 

Настоящие игры Survival Horror появились позже. История жанра началась с… Но не будем забегать вперед. Первая по-настоящему страшная игра, настоящий образец жанра survival horror появилась лишь в 1992 году. Речь идет, конечно же, о легендарной Alone in the Dark. Атмосфера, сюжет и монстры которой, без сомнения навеяны сложной мифологией великого мистика Говарда Филиппа Лавкрафта, создавшего собственную мифологию, огромное количество пугающих произведений и целый сонм жутких существ. А также темную сторону земли, жуткого Ктулху, Дагона (по которому даже сняли ни на что непохожий и действительно великолепный ужастик) и прочее.

 

Alone-in-the-Dark

 

Именно ему, французу Юберу Шардо и его небольшой студии I-Motion – вот, кому мы должны сказать спасибо за изобретение жанра. На протяжении нескольких долгих месяцев Шардо и его команда пытались создать концепцию “страшной игры”. Многочисленные эксперименты в итоге вылились в Alone in the Dark, уже одно название которой способно заставить тебя бояться.

 

Сюжет был достаточно прост. Эдвард Кернби – рыжеволосый частный детектив со смешными (нет, правда!) усами, занимающийся различными расследованиями в основном семейного толка (вроде найти пропавшего мужа, разыскать родственника и так далее) неожиданно получает интересное задание: отправиться в некий заброшенный особняк и выяснить обстоятельства самоубийства (или нет!?) его владельца, Джереми Хартвуда. Но неожиданно двери мрачного здания захлопываются, и Эдвард оказывается один… в темноте. Одна из интереснейших особенностей Alone in the Dark заключается в том, что играть можно было не только за Кернби, но и за другого персонажа – Эмили Хартвуд (племянницу того самого покойного домовладельца). Ничего не напоминает? Resident Evil, например? Нет!? Правда, особой разницы в том, за кого проходить игру, не было.

 

Это сейчас Alone in the Dark выглядит смешно (низкое разрешение, “квадратный синдром”, мерзкое звуковое сопровождение, нелепые враги) и кажется совершенно неиграбельной. Тогда это был прорыв: трехмерные персонажи на пререндеренных бэкграундах (технология, дожившая до наших дней). Одним словом, графика казалась предельно реалистичной, скрипучие завывания вселяли страх в наши жилы, мы не могли спать по ночам. Впервые создатели компьютерного “хоррора” поняли, что человека пугает не сам источник страха, а ожидание: томительное, тягучее… Шум, скрип, вой, скрежет – в ход шли все те приемы, которые до этого были отточены кинематографистами. Статичная камера, всегда показывала самый удачный (а точнее, неудачный) ракурс. Благодаря “правильному” управлению игрок чувствовал себя совершенно беспомощным перед врагом. Причем, не перед тем материальным монстром, а перед самой угнетающей атмосферой жуткого дома, перед странными (и сложными) головоломками, перед самим собой. Выдержать Alone in the Dark мог далеко не каждый. Слишком уж сильно она била по психике, расшатывая нервы и превращая игрока в нечто очень пугливое и подверженное маниакально-депрессивному синдрому.

 

Думаю, говорить о том, что Alone in the Dark продалась прекрасным тиражом и завоевала массу поклонников по всему миру, не имеет смысла. Об этом итак знают все и каждый в отдельности. Желающие поиграть в “легенду” могут либо поискать игру в версии для PC (что не так уж и трудно), либо приобрести древнюю 32-битную консоль 3DO (что, как нам кажется, намного более романтичный вариант).

Alone in the Dark 2

На достигнутом Юбер Шардо останавливаться не собирался. На волне успеха оригинала, в 1993 году выходит вторая часть – Alone in the Dark 2. Сиквел не был плохим, но до оригинала, конечно же, не дотягивал. Кернби получил множество самых разных видов оружия (автоматы, пулеметы, гранаты) и снова отправился в жуткий особняк. И сражаться на этот раз ему пришлось не столько с потусторонними силами, сколько с вооруженными томмиганами гангстерами (пусть с синей кожей и зеленой кровью) и пиратами.

 

Alone-in-the-Dark-2

 

Зачем? Рассказываем. На этот раз злосчастный Эдвард вместе со своим напарником и другом Тэдом Страйкером отправился в таинственный особняк под названием Hell’s Kitchen (между прочим, дом пирата известного, как Одноглазый Джек), чтобы расследовать исчезновение (а точнее похищение) некой молодой особы Грейс Сондерс. Но вскоре у него появляется еще один мотив. Как это не парадоксально – месть. Да, да, Тэда Страйкера убивают. И Кернби не остается ничего, как вооружившись до зубов, разнести это мрачное строение к чертовой матери. Попутно выяснив массу страшных тайн.

 

“Рэмбо” и лавкрафтовская тема оказались малосовместимы. Популярность второй серии была довольно низка (особенно, в контексте оглушительного успеха оригинала). Не только из-за непохожести на первую часть, но и во многом из-за чрезмерной сложности (пройти до конца AitD2 мог только сумасшедший). Кстати, как и в оригинале, в Alone in the Dark 2 можно было играть за нескольких персонажей. Второй герой – Грейс. Но, в отличие от Эдварда, сражаться она не умела. Поэтому, играя за нее, следовало прятаться от врагов. Элементы кастрированного шпионского боевика. Не иначе! Кстати, кроме PC второй томик приключений одинокого Кернби вышел и на горячо любимой нами PlayStation One, под названием Alone in the Dark: One Eyed’s Jack Revenge.

 

В 1994 году на радость всем тем, кому надоело постоянно менять дискеты, вышла CD-версия первых двух частей Alone in the Dark. В качестве презента фанатам сериала “подарили” небольшую игру – адвенчуру (или квест, если такое название тебе больше по душе) Jack in the Dark – небольшое приключение героини второй серии Грейс Сондерс. Грейс должна была спасти Санта-Клауса (у нас он зовется дедом Морозом) от некого злобного Jack-in-the-Box в большом магазине игрушек. Как? Решая самые разные головоломки. В итоге все были счастливы…

 

Над третьей серией Шардо работать уже не стал. В будущем его имя еще прозвучит в игровой индустрии (вспомни Devil Inside или отвратительный From Dusk Till Dawn). Но такого значимого произведения, как Alone in the Dark гениальный француз уже никогда не создаст…

Alone in the Dark 3

Спустя некоторое время (а на дворе стоял 1995 год) Infogrames все-таки решилась на самостоятельный выпуск Alone in the Dark 3, действие которого происходило в неком пустующем городке на Диком Западе (зомби-ковбои – о да, детка!). Очередное важное расследование занесло Кернби в эти края. Даже среди песков и палящего солнца силы зла никак не могут успокоиться. Пропала съемочная группа и… Как ты думаешь кто? Правильно, держи конфетку за сообразительность, Эмили Хартвуд. Та самая героиня первой части. Виноват в этом оказался, не кто иной, как очередной сверхъестественный злодей по имени Джэж Стоун.

 

Alone-in-the-Dark-3

 

Сказать, что это был провал – значит, не сказать ничего! Да, сюжет у игры был неплохой (в любом случае, не хуже, чем в оригиналах), графика по тем временам тоже (несмотря на то, что был использован старый добрый движок оригинальной двулогии). Но игровой процесс, увы, подкачал. Да, Alone in the Dark 3 была легче второй части. Противники стали относится к Эдварду более сдержано и убивали хотя бы не в первые минуты игры. Следовало бы сказать спасибо Infogrames и за то, что количество стрельбы значительно сократилось, уступив место головоломкам. Попытка вернуть “Одного в Темноте” к истокам (а именно этой целью задались сотрудники Infogrames) не оказалась успешной. В это попросту никто не стал играть. Атмосфера была уже совсем не та. Трилогия завершилась весьма печально. И Infogrames решила временно забыть о бренде. До лучших времен. Но об этом позже!

 

Шла эра 32-битных консолей, эра лазерных компакт-дисков, трехмерной графики, сложных сюжетов, становления и популяризации жанра Survival Horror. PC-игры пошли другим, своим путем (квесты, квесты и еще раз квесты – каждый наверняка слышал о 7th Guest, 11th Hour, Phantasmagoria и прочих легендах жанра). Но, как выяснилось, видеоигровой индустрии также было, что предложить геймеру, жаждущему острых ощущений. 

 

Древние поделки для Atari 2600, 8-битные шедевры (когда-то пугавшие не на шутку), наконец, оригинальная трилогия Alone in the Dark – давно минувшие дни, приятные воспоминания для старожил и, увы, практически пиксельное "ничто" для современного поколения геймеров, "испорченного" ультрамодными технологиями и суперсовременной графикой. В любом случае, история! Возьми конфетку, налей шампанского, пригласи девушку, и принимайся за чтение: сегодня ты узнаешь наверное о самом важном и интересном ее периоде. Жанр времен 32-битных консолей, как он есть. Мы уверены, ты знаешь, о чем пойдет речь в первую очередь. 

 

Страшные игры: 32-бита

 

Эра лазерных компакт-дисков, появление на рынке нового игрока Sony с консолью PlayStation (в успешность которой изначально мало кто верил), возможность создания трехмерных игр с потрясающей по тем временам графикой. Поворотный, точнее – революционный, момент в игровой индустрии наступил: большинство жанров изменилось до неузнаваемости, появились и совершенно новые. Одной из первых компаний, решивших напугать владельцев тогда еще новенькой PlayStation за номером раз стала компания Capcom, до этого успевшая прославиться культовым файтингом сериалом Street Fighter 2 (различных версий которого существует великое множество и который так любит наш дорогой Сергей Парамонов)…

 

История Resident Evil, PlayStation One

 

Шел 1996 год, платформа PlayStation постепенно укрепляла свои позиции на рынке, успешно соперничая с Sega Saturn (достаточно интересной, но технически сложной консолью). Грамотная маркетинговая политика вкупе с неплохой (но еще не великолепной) игровой линейкой сделали творение Sony очень желанным приобретением для каждого геймера. Тогда-то и появилась Resident Evil, созданная гением ныне культового игрового дизайнера Шинджи Миками. Почему-то большинство запомнило ее, как проект для PlayStation. Но факт остается фактом: общеизвестно, что Resident Evil осчастливила и обладателей Sega Saturn (а позже и PC-братию). Так что нечего! 

 

Resident-Evil-Saturn

 

Не терпится узнать, почему именно эту игру (а не, скажем, тот же Alone in the Dark) называют первым Survival Horror'ом в истории, хотя (положа руку на сердце) на самом деле она таковым не является? Объясняем: на коробке с японской версией (которая, между прочим, именовалась Biohazard – название, более точно определяющее суть проекта) собственно и были написаны эти два заветных слова (а во время загрузки игрока была призвана напугать угрожающая надпись: "enter the world of survival horror").  До этого никто страшные игры в отдельный жанр выделить не додумался. А кто первый, тот и прав; тому почет и уважением. К тому же, нечего обзываться авденчурами! 

 

История страшных игр

 

В Resident Evil (если ты такой дремучий и до сих пор не знаешь наизусть хрестоматийного сюжета) рассказывалась жуткая-прижуткая история: команда Bravo Team (члены группировки S.T.A.R.S. – Special Tactics and Rescue Squad) была послана для расследования происшествий близь города Ракун Сити (Raccoon City). То какие-то странные животные людям спать мешают, то трупы в реках находят, то еще что. Но вот незадача: вертолет с членами "спасателей" потерпел крушение в лесу. Связь была утеряна. По прошествию некоторого времени вслед им отправилась новая "делегация" – Alpha Team – с целью выяснения обстоятельств. В тот же лес. Увы, но голодные, полуразложившиеся собаки напали на несчастных оперативников, изрядно их покусали и напугали пилота вертолета, который тут же улетел. Спасаться пришлось в мрачном особняке, оказавшимся как раз кстати. Дальше – больше; жуткие зомби в качестве постояльцев, невиданные монстры и жестокие научные эксперименты – все слилось воедино. Лихо закрученный сюжет с неожиданными поворотами тогда был в новинку. 

 

Нельзя не упомянуть, что Resident Evil поражала великолепной графикой, сочетая двухмерные пререндеренные бэкграунды с трехмерными полигональными персонажами. Да, одна из самых технически продвинутых игр того времени. И нечего смеяться; некоторые локации до сих пор остались непревзойденными. Правда, правда! Благодарить стоит великолепную работу с освещением и правильные (не значит удобные, конечно же) ракурсы статичной камеры. 

 

Resident-Evil-PSOne

 

Эффект страха достигался за счет неожиданности (вспомни момент, когда стекла в саду разбиваются и на вас прыгает гнилой доберман; или незабываемая первая встреча с зомби), тягучего ожидания и чувства беспомощности. Последнее, увы, ближе к концу игры улетучивалось из-за обилия патронов и оружия. Впрочем, в культ это было возведено лишь во второй части. Тогда Resident Evil казалась оригинальной, совершенно жуткой и самой увлекательной в мире. 

 

Игровой процесс, впрочем, был довольно прост. Привычная и устоявшаяся формула: немного экшна, немного паззлов. На выбор – два героя; Крис Редфилд и Джил Валентайн. В отличие от того же Alone in the Dark прохождение за каждого отличалось не только моделькой персонажа, но сценарием и сложностью. Проходилась игра довольно быстро (первый раз занимал 6-7 часов, но можно было уложиться и в 3-4). В 1996 году недостатки Resident Evil никто не замечал (неудобное управление, камера, некоторая несбалансированность). Тогда все были без ума от того упоительного чувства первобытного ужаса, которое позволяло ощутить творение навсегда вошедшего в игровую историю Миками. 

 

Resident Evil 1.5 – слышал о таком? Проект Resident Evil 2 был уже готов почти на 70%, когда было принято решение все переделать. Мало кто знает, что причиной такого шага стала слишком бросавшаяся в глаза похожесть на первую часть. Хм, в будущем, это почему-то перестало волновать Capcom и RE3 напоминала RE2, как Владимир Кличко напоминает своего брата. Главной героиней "RE2, которого не было" должна была стать девушка по имени Эльза Вокер. Также предполагалась возможность переодеваться. Может быть когда-нибудь Capcom достанет наброски и явит миру RE1.5?

 

Оглушительный успех, многомиллионные продажи, хвалебные рецензии – в общем, рождение нового суперхита. Capcom быстро смекнула, что у нее в руках очередная золотая жила и анонсировала продолжение, разработка которого растянулась на достаточно долгий срок (причина – первую редакцию сиквела забраковали; пришлось все переделывать). Дабы фанаты не слишком переживали, в 1997 году была выпущена "режиссерская версия" – Resident Evil: Director's Cut, в комплект которой входила небольшая демо-версия Resident Evil 2. 

Игра Resident Evil 2

Сам же релиз состоялся в начале 1998 года. Resident Evil 2 тут же окрестили лучшей игрой жанра (хотя на тот момент выбирать уже было из чего; но об этом несколько позже), самой красивой игрой для PSOne и одной из причин покупки к тому моменту уже могущественной системы (Saturn тогда практически сошел на нет, а Nintendo 64, как и все последующие консоли "большой N", оказалась нишевым устройством). Объективно: вторая часть значительно превосходила свою предшественницу графически (особое внимание было уделено моделям персонажей; детализация повысилась чуть ли не в два-три раза), отличалась масштабностью (еще бы - действовать пришлось на территории огромного города), более интересным и закрученным сюжетом (богатая корпорация, виновная во всех бедах, охваченный вирусом город и в центре всего этого – герой-одиночка), разнообразием. То есть, выходит, что объективно сиквел оказался лучше оригинала по всем параметрам. 

 

История страшных игр

 

На выбор игрока все также было представлено два героя: девушка Клер Редфилд (сестра главного героя первой серии) и новичок-полицейский Леон Кеннеди. Сценарии различались еще значительнее. По этой причине Resident Evil 2 пришлось выпускать на двух дисках. Увы, но игра была короткой (за 2-3 часа ее вполне можно было осилить). Зато обилие дополнительных режимов (и расширенный дополнительный сюжетный) и секретов заметно продлили "срок службы" RE2. Фанаты проходили игру по 10, а то и 20 раз, устраивая "сумасшедшие" забеги (а ну-ка: "кто осилит сюжетную линию за 1,5 часа" или "пройди игру, не использовав ни одной аптечки, ни разу не сохранившись или используя лишь нож"). 

 

Идеальный сиквел? Не совсем. При всем своем великолепии Resident Evil 2 унаследовала все проблемы родителя. Это и неудобная камера, и глупая система сейвов, и ограниченный инвентарь, и "противные" загрузки. К тому же, на наш взгляд, атмосфера при всей своей "ужасности и мрачности" уступала оригиналу. Главная беда – далеко не так страшно. Патронов было много, арсенал увеличился – увеличилась и доля экшна. Хотя проводить сутки за экраном было не менее (если не более) увлекательно! RE2 также вышла на Nintendo 64 и в будущем на 128-битной Dreamcast. 

 

Страсть Capcom к самокопированию своего главного хоррор-проекта проявилась практически сразу после релиза Resident Evil 2. Вскоре после выхода тайтла, Sony явила миру джойпад Dual Shock (с функцией вибрации и аналоговым управлением). Capcom тут же отреагировала, выпустив Resident Evil 2: Dual Shock. Игра отличалась лишь управлением и наличием режима Extreme Battle (мини-игра, в которой нужно было за определенное время разминировать ограниченную территорию). 

Игра Resident Evil 3

Третью часть пришлось ждать еще дольше – почти два года. Resident Evil 3: Nemesis появилась осенью 1999 года на уже стареющей PlayStation (позже вышли версии и для других платформ, включая PC). Журналисты сразу же окрестили Nemesis самой неудачной частью сериала. Причина проста и понятна: малое количество нововведений (то есть, полное их отсутствие), нулевая оригинальность, схожий со второй серией антураж. Главная героиня Джил Валентайн (за нее ты играл в Resident Evil за номером раз) боролась с монстрами в Ракун Сити. Борьба эта была не слишком сложной (увы, но еще больше оружия) и не особо продолжительной (1 диск, 1 герой, пара-тройка часов). Страшно не было; совсем… Атмосфера была съедена "пиф-пафом" и совсем уж несуразным монстром, преследующим Джил на протяжении всей игры. Впрочем, не стоит воспринимать RE3, как неудачный тайтл. Конечно же, нет. На фоне других проектов он смотрелся весьма выгодно. Просто от Capcom мы ждали много большего… 

 

Resident-Evil-3

 

На этом, собственно, и закончилось триумфальное шествие Resident Evil на платформе PlayStation One. Всякие RE: Gun Survivor к нашей теме не относятся (скорее это из серии "история жанра виртуального тира"), поэтому о них мы умолчим. Культ был успешно создан, в будущем френчайз Resident Evil еще даст о себе знать.

 

История Silent Hill, PlayStation One

 

А теперь перейдем к другой легендарной хоррор-серии, также зародившейся на PSOne и процветающей в наши дни. Речь идет о Silent Hill – эстетском ужастике от японской компании Konami. 

 

Silent-Hill

 

Страх живет в нас! Самое страшное – внутри тебя. Самое страшное – это ты сам. Стоит лишь копнуть и ты все поймешь, увидишь своими глазами мрачную тварь, таящуюся в подсознании. Загнули, не дай бог! Но именно эти несколько строк как нельзя лучше передают суть, настроение и концепцию Silent Hill – эдакого ответа Resident Evil; проекта, который на самом деле на Capcom'овский шедевр ничуть не похож. Это совсем другая игра, новое направление жанра. Больше психологии (или даже психиатрии), ассоциативных решений, больного воображения и меньше экшна, стрельбы. Никаких ракетниц, базук – так просто от "Тихого Холма" не отделаться. Нет, нет – все куда серьезнее и страшнее… Представь, что ты попал в ад, преисподнюю на своем экране. Играть в Silent Hill "физически" больно, мучительно, тягостно. 

 

"Тихий Холм" – курортный, красивый городок, находящийся в горах и окруженный лесами и озерами. Но во времена войны здесь был построен лагерь, в котором жестоко пытали и убивали пленных. Их души, конечно же, не успокоились. К тому же, появился жуткий культ, задавшийся целью возродить могущественного демона; а сам город обрел своего "двойника" – параллельную и предельно мрачную реальность… В Silent Hill рассказывалась история писателя Гарри Мейсона, потерявшего жену и приехавшего в "Тихий Холм" на каникулы вместе с дочерью Шерил. Которую, он, что неудивительно, потерял. А затем отправился на ее поиски. 

 

Если в Resident Evil все было четко, расписано, понятно, то в Silent Hill царила неопределенность. Даже прохождение игры полностью не удовлетворяла любопытства – всех своих секретов Silent Hill не раскрыл до сих пор. И, будь уверен, не раскроет никогда. Такова задумка в стиле Лавкрафта, Дэвида Линча, раннего Кинга, произведения которых наверняка внесли свою лепту в создание френчайза. Сразу же после выхода мрачная вселенная обрела огромное количество поклонников и разошлась отличным тиражом. 

 

Выглядела Silent Hill также весьма оригинально: городок был окутан густым туманом (изначально предполагалось таким образом скрыть графическое несовершенство), в котором постоянно что-то мерещилось. Фонарик едва ли мог спасти. Наоборот, хотелось поскорее очутиться в темноте, спастись от жуткого белого смога и шипения радио-приемника, предвещающего скорую встречу с врагом. Враг, кстати, также казалось был рожден больным воображением какого-то психопата. Жуткие медсестры в мешковинах, какие-то помеси трупов с бытовой техникой и прочие, нелепые твари. Наконец, для Silent Hill был написан потрясающий саундтрек: эмоциональные, красивые, мелодичные, мрачные мелодии. В будущем Акира Ямаока подарил нам не мало музыкальных шедевров. 

 

В 2001 году на GameBoy Advance вышла игра Silent Hill: Play Novel в жанре текстовой адвенчуры. На деле – интерактивная книга по мотивам оригинального Silent Hill. Увы, но Play Novel вышла лишь в Стране Восходящего Солнца, Японии. Konami решила не выпускать проект на Западе, решив, что успех подобного тайтла там маловероятен. Что, впрочем, верно. В любом случае, для фаната Silent Hill – Play Novel вещь совершенно обязательная. Так, например, в игре присутствовал отдельный сценарий за девушку-полицейского Сибил Беннет, а также дневник Алессы. При желании и должном терпении найти перевод в сети возможно. 

 

В итоге, Konami создала вовсе не конкурента Resident Evil, а совершенно самостоятельный проект, которому ни с кем не пришлось конкурировать. Другая ветвь Survival Horror – иная армия преданных фанатов. Какая из серий лучше или хуже? Ответа на этот вопрос не существует. Ты же не задаешься вопросом: что лучше – Baldur's Gate или Final Fantasy. Silent Hill 2 вышел уже на PlayStation 2. И это совсем другая история.

 

Другие страшные игры, PlayStation One

Dino Crisis и Dino Crisis 2

Кроме Resident Evil и Silent Hill на PlayStation One было предостаточно и других хорроров. Та же Capcom порадовала нас клоном "сами знаете чего" – сериалом Dino Crisis. Вместо зомби на этот раз в качестве врагов огромные (и не очень) динозавры, ожившие мановением волшебной палочки чекнутого профессора, поселившегося на заброшенном острове. Натурально, "Парк Юрского Периода". Разбираться с этим пришлось тебе.

 

Dino-Crisis

 

Первая часть получила весьма лестные отзывы. Сказалась оригинальная тематика, возможность стрельбы на ходу и система начисления очков за отстрел рептилий. Dino Crisis 2 удачно продолжила идеи предшественника и также разошлась неплохим тиражом. Что касается Dino Crisis 3, то игра появилась на Xbox. Оригинальностью не отличалась; откровением не стала. Подробнее – в следующем номере.

Clock Tower и Clock Tower 2

Нельзя не отметить две части Clock Tower. История злобного маньяка-урода пришлась по душе многим. Правда, это не столько Survival Horror, сколько квест с элементами любимого нами жанра. Весьма интересное творение – крепкий середнячок, увы недооцененный журналистами. В свое время (а именно в 1996-97 году) модно было играть в игру под названием D, вышедшую на Sega Saturn и PlayStation.

 

Clock-Tower

 

Конечно же, это далеко не Survival Horror, а скорее "страшная вариация Myst", эдакий интерактивный фильм на три диска, созданный студией WARP. Но, в любом случае, очень талантливое творение, в будущем (2000 году) породившее сиквел для Dreamcast. 

Parasite Eve и Parasite Eve 2

Ты уже успел заметить, что в эпоху 32-битных систем, элементы Survival Horror использовались и в играх других жанров. Дело дошло даже до RPG. Так, знаменитая Square Enix (тогда еще Squaresoft) разродилась Parasite Eve, которая отличилась тягучей атмосферой страха, чувством незащищенности и атмосферной схожестью с хоррорами. Продолжение, Parasite Eve 2 еще больше удалилось от RPG, и с полным правом может называться Survival Horror'ом. Рекомендуем. Интересный сюжет, яркая героиня – интересное сочетание жанров. Увы, но Parasite Eve 3 так никогда и не вышел. Если не считать, конечно, Parasite Eve: The 3rd Birthday для PSP. Но об этом позднее. 

 

История страшных игр

 

Жанр "хоррор на выживание" так или иначе можно было встретить и в экшне Broken Helix, и в двух частях beat'em'up'а Nightmare Creatures, и в довольно слабенькой адвенчуре Koudelka, и даже в популярном тогда Shadowman. На PC тем временем царствовал сериал Blair Witch Project, появился неплохой Nocturne и "страшные" квесты. Отдельно останавливаться на всем этом мы не станем. Основные и самые важные вехи мы рассмотрели. Так, что теперь ты можешь с гордостью причислить себя к пока еще неполным знатокам истории жанра. О том, что происходило дальше – на Dreamcast, PlayStation 2, Xbox, GameCube - читайте в следующей части. 

 

Чего ты боишься? Облезших полусгнивших мертвяков, роняющих гнойные сопли на твой новенький блестящий паркет? Или эфемерных привидений китайского происхождения, страдающих от частичной потери памяти и навязчивой ненависти ко всему живущему? А может, тебя приводит в ужас одна мысль о Пушкаревой на твоей кухне, готовящей салат и улыбающейся своей железной голливудской улыбкой? Впрочем, разношерстных фобий существует огромное количество. Ты можешь бояться переходить дорогу, какать в чужом доме, делать маникюр и гулять с девушками. Перечислять не станем!

Продолжение следует (часть 2).

Продолжение следует (часть 3).

Продолжение следует (часть 4).

 


Ключевые теги: horror, Хорроры, Resident Evil, Silent Hill, Forbidden Siren, Obscure, Dino Crisis

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам[зарегистрироваться]  либо зайти на сайт под своим именем.





Статьи по теме: