DataLife Engine > Special > История страшных игр, часть 2

История страшных игр, часть 2


12 апреля 2014. Разместил: idante

История игр-ужасов, шестое поколение

 

Когда 32-битные консоли ушли на заслуженную пенсию, и в мир пришли одна за другой консоли нового поколения, все изменилось. Сначала Dreamcast, известный своей печальной судьбой, затем PlayStation 2GameCube и Xbox - медленно, но верно захватили умы геймеров всего мира. Что, думаешь, изменился геймплей? RPG заговорили! Ну и что с того? Консольные FPS развились в отдельный жанр, а гоночные симуляторы смогли похвастаться реалистичной физикой, по сути оставшись такими же, как и 5 лет назад… А что изменилось, так это само представление, само отношение к играм и их влияние на нашу повседневную реальность. И жанр хоррор (как никакой другой) стал на качественно новую ступень. Мощное железо и, как следствие, доселе невиданный  визуальный ряд и  современный звук на DVD-носителе. Прибавь – гений и опыт разработчиков. В итоге перед тобой история периода Ренессанса survival horror. Золотая эпоха. Самое интересное!  

Велосипедисты из нас никчемные. Изобретатели и того хуже. Создавать каталку с квадратными колесами – не наш стиль. Все просто – логично, по порядку. Но скучно не будет! Клятвенно обещаем. Вернемся в относительно недавнее прошлое. На дворе 1998 год (хотя, для тебя, скорее всего – 1999 или 2000).

Хорроры, Dreamcast

 

Dreamcast – первая 128-битная консоль тогда еще нового поколения от весьма воинственно настроенной Sega. Невероятная мощность, особенно в сравнении с первой PlayStation (удивись, она в итоге пережила могучего конкурента), непревзойденны возможности. Но радужные перспективы неожиданно обернулись в самый страшный финансовый кошмар, повергший Sega на колени и вынудивший компанию отказаться от борьбы на железном рынке. 

Три демона: "глупая рекламная политика", "малое количество достойных тайтлов" (Shenmue, Soul Calibur, RE: Code Veronica – собственно, в основном ради этих нескольких игр приставка и покупалась) и, главное, PlayStation 2 сделали свое грязное дело. Но речь вовсе не об этом. Dreamcast впервые показала, что такое survival horror на 128-битной игровой системе. 

Игра Resident Evil: Code Veronica

Самое сладкое и вкусное блюдо – Resident Evil: Code Veronica, общепризнанный шедевр и одна из лучших игр бессмертного сериала Capcom. Впервые перед несколько озверевшими от бесконечных штампов фанатами предстало хоть что-то свежее, хотя в своей основе и насквозь вторичное. Да, чувак, Resident Evil стал трехмерным. Отныне не только персонажи, но и бэкграунды были вылеплены из модных полигонов. Выглядело, надо сказать, потрясающе. Зомби поражали воображение своей мерзостью и реалистичностью, вызывая в неокрепших мозгах подростков ассоциации с пенсионерами из соседней пятиэтажки. Частично удалось восстановить атмосферу ужаса, казалось бы безвозвратно утерянную еще в Resident Evil 3. Code Veronica расшатывала нервы любыми доступными средствами: будь то дикий вой в ночи, неожиданное нападение мерзкого сгнившего Ли Му Бая или простая игра света и тени. 
 
Code-Veronica-X
 
На неком острове, принадлежащем могущественной корпорации Umbrella, борцам за справедливость ("Зомби имеют право на заслуженный отдых!") предстояло сразиться с творениями сумасшедших ученых. Органично продолжив сюжетную линию Resident Evil 2, сценаристы Capcom дали игроку возможность узнать о судьбе Клер Рэдфилд и, ура, ее братца Криса (тот самый – из первой части). Поворотов на 360 градусов, зомби в шкафу и прочих Вескеров хватило бы еще на 5 среднестатических RE. Благо продолжительность Code Veronica превосходила все предыдущие творения бренда. Нам понравилось. Тебе, наверняка тоже. Даже, несмотря на то, что геймлпей не изменился ни на запятую. Все то же богомерзкое управление, отвратительный инвентарь и архаичная система сохранений. Но "схавали" и даже не подавились. В недалеком будущем Resident Evil: Code Veronica была портирована на PlayStation 2. В качестве бонуса – новые сцены и демо-версия Devil May Cry. Удивительно, но факт – последний изначально задумывался, как Resident Evil 4.
 
На волне успеха Code Veronica на новой платформе Capcom занялась своим любимым делом: самокопированием и почкованием. Resident Evil 2 и Resident Evil 3 перекочевали на Dreamcast в своем первозданном виде.
 
А кроме RE? А, собственно, кроме него на Dreamcast практически ничего особо впечатляющего так и не вышло. Впрочем, вполне неплохо смотрелась D2. Но не более того. Ожидали то много большего. А получили. В общем то, что получили. Ilbleed? Странно настолько, что уже не страшно. Blue Stinger? На безрыбье, ты такое жрать не станешь. Ну и совсем уж далеко – House of the Dead 2 и Zombie Revenge. Просто так - за тематику. Собственно все. Dreamcast вскоре окончательно окоченела и быстро зачахла, так и не раскрыв свой потенциал полностью. Зато ей на смену спешила великолепная PlayStation 2 – лучшая платформа для любителей хорроров, с грамотной коммерческой кампанией, громкими лицензиями и еще более мощной технической начинкой. 

Хорроры, PlayStation 2

 

Игра Silent Hill 2

И понеслась: огромное количество разнообразных ужастиков самой разной направленности. Так, был продолжен один их самых запоминающихся и уникальных проектов жанра – Silent Hill. Вторая часть вышла еще более эстетской, атмосферной и оригинальной. Причем ее необычность проявилась вовсе не в игровом процессе. Тут, наоборот, практически полное соответствие оригиналу со всеми вытекающими последствиями: будь то дибильное управление или простейшая система сражений "попал-промахнулся". Silent Hill 2цепляла иначе. Художественно безупречная, невероятно эмоционально сильная игра пробивала до самой глубины души, заставляя испытать всю возможную гамму человеческих чувств. Ты боялся, ты любил, ты ненавидел, и ты не понимал, что происходит вокруг.
 
Silent-Hill-2-Marry
 
Визуальный ряд – это песня, из которой слов не выкинешь. Silent Hill нового поколения блистал проработанными пейзажами, невиданной доселе детализацией персонажей, реалистичной мимикой и "живым" туманом. Последний, когда-то призванный скрыть техническое несовершенство PSOne, нынче стал неотъемлемой составляющей "Тихого Холма", визитной карточкой сериала, если хочешь. Монстры под стать – бесформенные, сумасшедшие, сюрреалистические. И, конечно, наш любимый Пирамидоголовый со своим сексуальным гипертрофированным кухонным тесаком.
 
 
История Джеймса подавалась в лучших литературных традициях (являя собой смесь классицизма, романтизма и в большей степени направлений декаданса). По крупицам, частично, не сразу, медленно герой раскрывался, проявляя себя, порой с неожиданной стороны. И если изначально тебе казалось, что вот он – несчастный, потерянный, напуганный молодой человек, то ближе к середине игры случался неожиданный поворот на 360 градусов и уклон в сторону монстра во плоти. Впрочем, ты наверняка помнишь. Забыть такое невозможно. А если ты не играл, то просто обязан это сделать сейчас. Одно из самых значительных творений жанра. Таких сейчас почему-то уже не делают. Прошло время, и Konami выпустила игру на PC и Xbox. В довесок – прилагалась дополнительная миниатюрная кампания Restless Dreams, рассказавшая о судьбе Мэри, жены Джеймса. Для общего развития.  

Игра Silent Hill 3

Спустя какое-то время случилась Silent Hill 3 – сюжетное продолжение первой части. Кто-то был доволен, кто-то не очень. Внешне игра приобрела еще больше лоска, заблистав новыми красками. Если Silent Hill 2 – это серый и черный, то Silent Hill 3 – это скорее красный, желтый и коричневый. Главной героиней на этот раз стала девушка по имени Хитер, страдающая от ночных кошмаров и загадочной связи с мрачным городком. Посещение знакомых мест, жутковатое путешествие по супермаркету (с тех пор ты боишься "Универсамы"), встреча со старыми, но совсем не добрыми, героями; интересные подробности ключевой сюжетной линии. Невероятно интересно и увлекательно. Но того ли хотели мы?
 
История страшных игр, часть 2
 
Может быть, новая щемящая история, аналогичная локальной трагедии Джеймса из Silent Hill 2, подошла больше? Может быть нет. Трудно сказать. В любом случае, Silent Hill 3 не пугала и не впечатляла настолько, насколько это делал первый сиквел. К тому же, уклон в сторону экшна явно не пошел игре на пользу. Господи, ну зачем ей дали в руки "УЗИ"!? Продажи, впрочем, были весьма и весьма высоки… 

Silent Hill 4: The Room

А потом с неба на землю упало нечто совершенно неожиданное. Silent Hill 4 оказалась совсем не такой, какой должна была. Сказалось, изначальное желание команды разработчиков создать полностью оригинальный проект. Konami, впрочем, энтузиазма девелоперов не разделила. Дескать, зачем начинать новую серию, когда можно продолжить существующую!? И с ее легкой руки мы получили "неведомо-зверушку" Silent Hill 4: The Room, сюжетно кое-как, с треском и скрипом вписавшуюся в легендарную летопись. Игровой процесс остался неизменным, атмосфера несколько испортилась, но все же осталась предельно насыщенной. "Тягучий" ужас, чувство незащищенности. Другое дело, Silent Hill не чувствовался, а чувствовался именно The Room. Тут тебе и "не форматные" привидения и "нормальные" персонажи" и комната от первого лица. Критики весьма прохладно приняли сие творение, но все же не рискнули раскритиковать проект в пух и прах. Поклонники жанра остались довольны. А вот фанаты сериала несколько удивились. Xbox и PC версии неизменно последовали вслед PS2-релизу. 
 
История страшных игр, часть 2
 
Популярность Silent Hill оказалась настолько велика, что в 2006 году даже появился художественный фильм по мотивам. Причем, на удивление, невероятно качественный и соответствующий духу оригинала. Одна из лучших экранизаций – обрати внимание. Konami также выпустила Silent Hill Collection для PS2 – сборник всех трех последних частей сериала. Если до сих пор не ознакомился с классикой жанра, самое время это сделать.

Resident Evil на PlayStation 2

А, что же, главный конкурент – Resident Evil? Capcom травмировала всех владельцев PS2, изначально выпустив всего лишь RE: Code Veronica X, которая была несомненно хороша, но уже пройдена на Dreamcast. Обе части Resident Evil: Outbreak`а, ориентированных на online, также не могли спасти ситуацию. Поклонникам хрестоматийных зомбяков, Криса Рэдфилда, Джил и Вескера пришлось раскошелиться на приставку от Nintendo – GameCube. Именно туда временно переселился "главный survival horror сериал". Очередные переиздания "в лоб" (то есть, вообще без изменений) Resident Evil 2, 3 и Code Veronica тебя вряд ли заинтересуют. 
 

Resident Evil на GameCube

 

Resident Evil Ремейк

Намного интереснее качественный ремейк самой первой части Resident Evil. Да, да - самая атмосферная, впечатляющая и пугающая (не смей спорить) часть сериала переродилась. Невероятно красивая, сдобренная современной аудио дорожкой она стала одной из причин покупки экзотической в нашей стране консоли. И не надо кричать и ругаться! Ну и что с того, что управление почему-то осталось отвратительно цифровым. "Старый-новый" Resident Evil предложил фанатам не просто "то же самое в блестящей обертке". Во-первых, стоит отметить, что враги (гнилые зомби, которым мы готовы признаться в любви) изрядно поумнели. От этого, правда, и прохождение заметно усложнилось.
 
Resident-Evil-Remake
 
Пробежать особняк за пару часов, залихватски отстреливая нечисть? Не шути так! Чуть ли не каждый шаг следовало тщательно обдумать. Впрочем, от этого шарму лишь прибавилось. Во-вторых, продолжительность: отныне не "стандартные" 4-5 часов, а все 10-12. В-третьих. Добавь сюда десяток различных концовок, множество новых сюжетных сцен и локаций, увлекательные битвы с боссами и пьянящее чувство ностальгии. Ну и еще раз – это один из самых графически привлекательных хорроров на сегодняшний день. Правда! 

Resident Evil Zero

Другой "обязательный" GameCube Resident Evil с индексом "ноль" изначально планировался для Nintendo 64. Но все это дело затянулось, и тайтл в итоге стал проектом для консоли нового поколения. Что, впрочем, пошло ему на пользу. В античный картридж все это великолепие в любом случае впихнуть бы не удалось. Оригинальная, новая часть – не продолжение сериала, а предыстория. Сюжетная линия Resident Evil Zero забросила главных героев на поезд и… Хах, не скажем. Сам, не дурак, догадался. Одна из самых любопытных черт - возможность переключения между персонажами прямо по ходу игры. Напарник, между тем, не стоял без дела, а методично (хотя и допуская косяки) отстреливал врагов. В прошлом остались мерзкие сундуки и заморочки с инвентарем.
 
Resident-Evil-Zero
 
Отныне, любой предмет можно было выкинуть и поднять в любой удобный для игрока момент. И, главное, RE Zero пугала! Было действительно страшно. И красиво. Почти фотореалистично. 

Игра Resident Evil 4

Наконец, Resident Evil 4 – главный проект Capcom для GameCube. И вообще один из самых значительных релизов для видеоигровых систем за последнее время. Именно тогда многие не выдержали и ринулись в магазины за "детской" приставкой. Оказывается, можно было подождать почти с год и сыграть в версию для PS2 (несколько потерявшую долю своего графического великолепия), но многие не стерпели (наш дорогой засранчег Парамонов, например). Для нас это не столь важно. Важно то, что четвертая серия произвела долгожданную революцию в сериале, уже начавшем попахивать каменным веком. Зомбяки – в сторону, устаревшая статичная камера и цифровое управление – в топку. Сказать, что Resident Evil 4 удивила – значит не сказать ничего. Мы были в шоке, мы не могли спать ночами, нам казалось, что это сон. Все было в новинку: новая история (хотя  и старый герой – заматеревший Леон Кеннеди, сбежавший из Ракун Сити и отныне работающий на самого президента США), неожиданный сеттинг (реалистичная Испанская деревушка), умные враги (живые, мыслящие люди) и "другой" игровой процесс. Ты, наверняка, был удивлен, впервые попав в капкан, любезно расположившийся в самом начале игры. А как тебе новая система прицеливания и вид из-за плеча? 
 
История страшных игр, часть 2
 
Ну а главное – ужас, страх и атмосфера? Врать не станем. RE4 изменилась так, что пугала иначе. Осталось чувство незащищенности, остался эффект неожиданности. Но вместе с ожившими трупами пропал ужас перед всем разлагающимся (зараженные люди и толкиновские тролли – это уже из другой оперы), клаустрофобия испарилась из-за обилия открытых пространств, а большая ориентированность на экшн сказалась не лучшим образом на "мистичности". Получился блокбастер голливудских масштабов: предельно увлекательный, насыщенный и зрелищный. Увы, потерявший частичку своего былого обаяния, но зато ожививший сериал и несомненно привнесший много нового в жанр. Грех желать большего! О величии Resident Evil 4 говорит еще и тот факт, что игру переиздают до сих пор. На PC, например, Resident Evil 4 HD Ultimate Edition вполне достойна внимания.

Eternal Darkness

На этом победное шествие жанра survival horror на GameCube не остановилось. Среди самых интересных проектов жанра за всю его историю Eternal Darkness: Sanity's Requiem – игра когда-то также создававшаяся под платформу Nintendo 64. Команда Silicon Knights произвела на свет шедевр, в котором, что удивительно, все было прекрасно: и графика, и игровой процесс, и, главное, великолепная идея. 12 персонажей, система магии, невероятный исторический охват (события происходят на протяжении десятка веков), непревзойденный сюжет и более 20 часов качественного геймплея. Одно но! Чтобы получить от Eternal Darkness удовольствие, следовало уделить игре время, прочувствовать ее, окунуться в ее нутро, понять. Многие, почему-то, не сочли нужным, и обошли этот образчик хоррора  (хотя, признаться, игра больше тяготела к жанру адвенчуры) стороной. Несмотря на высочайшие оценки в прессе.
 
Eternal-Darkness
 
Игру, к слову, могут переиздать на Wii U. И собираются продолжить в Shadow of the Eternals.

А что же PlayStation 2? 

Впрочем, владельцам PS2 и любителям жанра survival horror не пришлось чувствовать себя ущербными. Каждый получил что-то свое: любители динамичной стрельбы, фанаты головоломок, страждущие чего-то свежего. Например, большой популярностью пользовался и продолжает пользоваться сериал Fatal Frame (или Project Zero). Отличительные особенности: эстетская картинка, миловидные японки и злые духи. С последними ты сражаешься не с помощью дубинок, ножей и шотганов, а с помощью… эээ… фотоаппарата, который можно апгрейдить. 3 мегапикселя, 5 меагпикселей, 8, 10; профессиональная камера! Все три части также доступны и владельцам Xbox. 

Forbidden Siren

Японский фольклор богат на сказания о злобных привидениях, возвращающихся, чтобы отомстить. Есть у жителей страны восходящего солнца и своеобразные зомби и истории о заброшенных мрачных деревушках. Все это послужило основой для одного из самых оригинальных хорроров последних лет - Forbidden Siren (или просто Siren). Именно в этой игре, как ни в какой другой, ты почувствовал, что такое незащищенность. Местные герои не могут толком обращаться с оружием (простые люди – куда им!?), не являются суперменами и способны погибнуть от разрыва сердца. Осложняет жизнь еще и тот факт, что большинство местных зомби (здесь – Шибито) напротив умеют обращаться с оружием, координировать друг с другом действия, окружать, прятаться. У них своя иерархия: есть главные, есть подчиненные.

 

Бежать, прятаться, не попадаться монстрам… Siren оказалась бы совершенно непроходимой, если бы не возможность наблюдать за всем происходящим глазами врагов. Полностью расписывать всю необычность этого эксклюзивного проекта для PS2 мы не станем. Скажем лишь, что почему-то в прессе игра получила довольно низкие оценки. Несомненно, она и ее сиквел (вышедший совсем недавно) достойны большего. Кстати, по мотивам Forbidden Siren сняли кино. И сделали ремейк для PlayStation 3.

Игра Obscure

Интересный взгляд на жанр хорроров предложила компания Microids со своей Obscure (один из немногих релизов для PS2, официально полностью переведенных на русский язык). Мотивы молодежного ужастика: настоящий кладезь идей для девелоперов. До "Обскуры" их почему-то никто не додумался использовать. Действие Obscure забросило игрока в школу, главные действующие лица – школьники и злобный директор.
 
История страшных игр, часть 2
Посыл понятен. Да, играть можно (и даже нужно) вдвоем с напарником. Впервые, в survival horror'е появился нормальный кооперативный режим. В остальном игрушка – крепенький середнячок. Не более, но и не менее. 

Haunting Ground и другие

Capcom отнюдь не сидела сложа руки и также была не прочь поэкспериментировать. Haunting Ground явила собой пример первого по-настоящему "сексуального" survival horror'а. Главная героиня, девушка в чрезмерно вызывающей одежде, постоянно представала перед озабоченным геймером в самом выгодном ракурсе. Причем, обошлось без пошлости. Получилась такая красивая качественная эротика на фоне мрачного особняка, сдобренная изрядной долей ужаса. Обрати внимание, если еще не успел. 
 
История страшных игр, часть 2
 
Были еще и Kuon и третья часть Clock Tower (на этот раз более благосклонно принятая игрожуром). Кто-то относит к хоррорам The Thing, Cold Zero, Ghostmaster, Shadow of Destiny, Primal, даже Onimusha и совершенно не соответствующие канонам проекты. Но мы до такого извращения еще не доросли.

Хорроры, Xbox

Xbox также, как и конкуренты, может похвастаться эксклюзивными survival horror'ами. О Dino Crisis 3 вы уже слышали. Космический корабль, сумасшедший ученый, уродливые монстры. Больше,  добавить нечего. А вот, что касается Call of Cthulhu, то этому проекту мы все же уделим пару строк. Потому что перед нами невероятно мощное творение, способное увлечь не на шутку. Наконец-то Лавкрафт получили достойное переложение в виде игры. Хотя, отметим, что со сложностью получился явный перебор. Не желаешь тратиться на Xbox, но очень хочется сыграть в "Зов Ктулху"?
 
История страшных игр, часть 2

Поищи PC-версию. 

Хорроры сегодня и завтра

Конечно же, не все представители жанра были освещены. Так, по понятным причинам в стороне остался разочаровавший Alone in the Dark: The New Nightmare. Нельзя не упомянуть, что в 128-битную эпоху (как и в 32-битную) элементы хоррора встречались и в других жанрах. Вспомни, хотя бы RPG-сериал Shin Megani Tensei. А что в будущем? В будущем жанр прекрасно себя чувствовал и развивался уже на PlayStation 3 и Xbox 360. Тут вам и Condemned, и Alan Wake и представители культовых сериалов, которые, кажется, будут продолжаться веками. 
 
Dead Rising (навеянная фильмами Ромеро) от той же Capcom хоть и не собирается пугать - одна из самых динамичных и кровавых игр про ходячих мертвяков в истории. После откровенно неудачного Alone in the Dark 4 особенно невероятно прозвучал анонс новой части классического хоррора. Alone in the Dark полностью сменил имидж и… Первратился в весьма неожиданную игру. На PlayStation 3 вышла сногсшибательная The Last of Us. И многое-многое другое. О чем мы поговорим уже в следующем материале. Там же мы заглянем и в будущее страшных игр. 
 
Survival Horror'ы – благодатная почва для Голливуда! Потрясающие истории, невероятные персонажи, яркие сюжеты – бери не хочу. И кинематографисты с недавних пор наконец-то начали всем этим добром пользоваться. Вспомни, к примеру две части Resident Evil с Милой Йовович в главной роли. Конечно, это не хоррор. Но динамичный экшн, способный увлечь любого зрителя несомненно получился. Порадовал и недавний Silent Hill от Кристофа Ганса, несколько гламурный и нарочито непонятный, но 100% соответствующий духу первоисточника. И, да – страшно! О таком недоразумении, как Alone in the Dark с придурашливым Кристианом Слейтером в главной от "гениального" режиссера У(в)е Болла, мы промолчим. Уже известно, что планируется кино по мотивам Forbidden Siren. Вполне возможно, Ганс возьмется за сиквел к Silent Hill. Премьера Resident Evil: Extinction (третьего фильма по мотивам с бюджетом в 45 миллионов долларов) скорее всего случится уже в 2007 году. И это не может не радовать!

Продолжение следует!


Вернуться назад